C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
A A A
Кернинг
1 2 3
  • 620144, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Фрунзе, дом 78.
  • +7 (343) 212-15-88
  • info@sosbs.ru

10.02.2020

ТЕРРИТОРИЯ ЧТЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ.

 

В 2020 году в Свердловской областной специальной библиотеке для слепых стартовал первый этап исследования «Территория чтения: современный читатель в специальной библиотеке».

Цель – составить «портрет» читателя и изучить читательские предпочтения особой читательской среды - целевой группы читателей специальной библиотеки.

Изучение читательской среды не утратило сегодня своей актуальности, и особенно значимо оно для специальной библиотеки, обслуживающей читателей с проблемами зрения.

Современная специальная библиотека для слепых, локализуя массу источников информации, имеет в ресурсном арсенале и предоставляет своим читателям издания в разных специальных форматах — рельефная графика, аудиокниги на флэш-картах, CD и DVD, издания укрупненного и рельефно-точечного шрифта, многоформатные и тактильные издания.

Для грамотного формирования фондов, как по содержанию, так и по формату, необходимо понимать, каковы предпочтения читателей с проблемами зрения, каков их уровень читательской активности.

В первом этапе анкетирования приняли участие читатели Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Режа, Кушвы, Качканара, Алапаевска, Камышлова, Ирбита, Ачита, Нижней Салды, Кировграда, Богдановича

Далее, при активном содействии сотрудников библиотек и библиотечных пунктов области, к анкетированию были привлечены читатели Верхней Туры, Ивделя, Асбеста, Арамиля, Ревды, Краснотурьинска, Новой Ляли и других муниципальных образований Свердловской области.

В период анкетирования опросом выборочно охвачено 365 читателей (выборка случайная, бесповторная). В число респондентов вошли как читатели, посещающие библиотеку, так и «удаленные» читатели, обслуживаемые на дому, а также дистанционные читатели библиотечных пунктов Свердловской области.

Распределение респондентов по возрасту, полу, образованию и роду занятий показано ниже, в таблицах и на рисунках № 1, 2, 3, 4.

 

Таблица 1 – Распределение респондентов по полу

Пол

Количество, чел.

Удельный вес, %

Мужской

124

34

Женский

241

66

Итого

365

100

 

 

 

Рисунок 1 – Распределение респондентов по полу, процент от числа опрошенных

 

Таблица 2 – Распределение респондентов по возрасту

 

Возраст, лет

Количество, чел.

Удельный вес, %

До 14

15

4

14 – 30

30

8

30 – 60

205

56

Свыше 60

115

32

Итого

365

100

 

 

 

 

Рисунок 2 – Распределение респондентов по возрасту, процент от числа опрошенных

 


 

Таблица 3 – Распределение респондентов по уровню образования

 

Уровень образования

Количество, чел.

Удельный вес, %

Высшее

48

13

Неоконченное высшее

30

8

Среднее

138

38

Неполное среднее

16

4

Среднее специальное

105

29

Без образования

28

8

Итого

365

100

 

 

 

Рисунок 3 – Распределение респондентов по уровню образования, процент от числа опрошенных

 

Таблица 4 – Распределение респондентов по роду занятий

Род занятий

Количество, чел.

Удельный вес, %

Учащийся, студент

25

7

Пенсионер

218

60

Неработающий

45

12

Работающий

74

20

Дошкольник

3

1

Итого

365

100

 

 

 

 

Рисунок 4 – Распределение респондентов по роду занятий, процент от числа опрошенных

Как показывают данные, из числа респондентов наибольший удельный вес занимают женщины – 66% от числа всех опрошенных лиц. Большинство респондентов – люди от 30 до 60 лет – таких 56%; лиц, которым свыше 60 лет – 32%. Наименьший удельный вес занимают лица младше 14 лет (4%). Анализируя уровень образования, видим, что среди респондентов преобладают лица с средним и средним специальным образованием – соответственно 38% и 29%. 8% респондентов без образования – в их число входят дошкольники, школьники, еще не успевшие получить начальное среднее общее образование, а также студенты, обучающиеся на момент анкетирования в вузах. По роду занятий распределение респондентов показывает преобладание пенсионеров – 60%.

Далее рассмотрим результаты анкетирования по блоку вопросов, отражающих специфику библиотеки – работу преимущественно с людьми, имеющими проблемы со зрением. Такого рода вопросы отражают информацию о предпочитаемых для чтения форматах книг, о наличии или отсутствии у респондента инвалидности, об умении читать книги, напечатанные шрифтом Брайля. Информация о результатах ответа на данные вопросы представлена в таблицах и на рисунках № 5, 6, 7.

 

Таблица 5 – Данные о наличии инвалидности у респондента

Наличие инвалидности

Количество, чел.

Удельный вес, %

Да, по зрению

249

68

Да, по другому заболеванию

70

19

Не имею

46

13

Итого

365

100

 

Рисунок 5 – Данные о наличии инвалидности у респондента, процент от числа опрошенных

 


 

Таблица 6 – Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам книг1

Формат книги

Количество, чел.

Удельный вес (от общего числа респондентов), %

«Говорящие» книги (СД, флэш-карта)

246

67

Обычные(плоскопечатные) книги

60

16

Шрифт Брайля

48

13

Книги укрупненного шрифта

84

23

Итого

438

1 – при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому итог (438) не равен количеству респондентов (365) и сума показателей удельного веса не равна 100%.

 

Рисунок 6а – Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам книг, чел.

Рисунок 6б – Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам книг, процент от числа опрошенных

Таблица 7 – Читаете ли вы книги шрифтом Брайля?

Ответ респондента

Количество, чел.

Удельный вес, %

Да

82

22

Нет

283

78

Итого

365

100

 

Рисунок 7 - Читаете ли вы книги шрифтом Брайля? (в процентах от числа опрошенных)

 

В результате анализа полученных данных видим, что библиотека успешно выполняет свою главную функцию, обслуживая читателей с проблемами зрения – таких респондентов 68%. Процент читателей, не имеющих инвалидности – 13%. В большей степени это объясняется тем, что в данную категорию входят члены семей пожилых читателей-инвалидов, а также другие группы пользователей, с которыми работает библиотека – родители детей-инвалидов; специалисты, по роду деятельности,связанные с людьми с ограниченными возможностями здоровья (социальные работники, медики, представители различных общественных организаций и др.).

Учитывая то, что основной контингент читателей – люди с инвалидностью по зрению, этим объясняется максимальный удельный вес форматов книг, предпочитаемых к прочтению: 67%, это «говорящие» книги (СД, флэш-карта). Следует отметить, что с началом 2020 года увеличился процент читателей, для которых формат «говорящих» книг, записанных на флэш-картах, стал наиболее востребован, так как читателям-инвалидам по зрению органами социальной защиты выдавались тифлофлэшплееры – специальные устройства для чтения книг, записанных на флэш-картах.

Соответственно 13% и 23% составляют предпочитаемые для чтения книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля и крупно шрифтовые книги. Среди опрошенных 21% читателей владеют рельефно-точечным шрифтом Брайля и читают книги, напечатанные этим шрифтом.

Таким образом, можно сделать вывод, что библиотечный фонд книг, изданных на специальных форматах, востребован у читателей.

Удельный вес плоскопечатных форматов, предпочитаемых для чтения, составляет, поданным ответов респондентов, 16%.

Рассматривая читательские предпочтения по жанрам книг, получены следующие данные, представленные в таблицах № 8, 9 и на рисунках 8, 9.

 

Таблица 8 – Распределение респондентов по читательским запросам2

Область знаний

Количество, чел.

Удельный вес

(от общего числа респондентов), %

Право. Юридические науки

38

10

Естественные науки

45

12

Художественная литература и

искусство

258

71

Медицина

86

24

Техника

23

6

Социальные и экономические науки

50

14

История и исторические науки

105

29

Религия. Эзотерика

45

12

Физкультура и спорт

12

3

Кулинария

55

15

Иностранные языки

2

1

Детская литература

6

2

Итого

725

2 – при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому итог (725) не равен количеству респондентов (365) и сума показателей удельного веса не равна 100%.

 

Как видим, большинство респондентов, исходя из своих читательских запросов, предпочитают чтение художественной, исторической литературы (71% и 29%). Востребованы также и книги, посвященные искусству приготовления пищи – кулинарные книги (15%), а также медицинские издания (24%).

Наглядно данные выводы демонстрируются на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Распределение респондентов по читательским запросам (продемонстрированы максимальные значения), процент от числа опрошенных

 

Таблица 9 – Распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке3

Желаемые к прочтению в библиотеке

жанры книг

Количество, чел.

Удельный вес (от общего числа респондентов), %

Детективы и боевики

195

53

Документальная (в т.ч. историческая)

литература

153

42

Любовные романы, «легкое» чтение

152

42

Приключения

114

31

Поэзия и драматургия

65

18

Ужасы, триллеры, мистика

39

11

Фантастика и фэнтази

88

24

Фольклор и народное творчество

42

12

Юмор

89

24

Прочее

90

25

Новинки любого жанра

4

1

Детская литература

4

1

Итого

1035

3– при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому итог (1035) не равен количеству респондентов (365) и сума показателей удельного веса не равна 100%.

 

Таким образом, предпочтения читателей к желанию видеть в библиотеке книги определенных жанров сводятся к следующему: максимальный удельный вес занимают детективы и боевики, документальная (в т.ч. историческая) литература, «любовные романы» и легкое чтение, приключенческая литература, юмор, фантастика и «фэнтази». Немало читателей предпочитают видеть в библиотеке литературу поэтического жанра и драматургию. Таким образом, спектр жанров, желаемых к пополнению фондов в библиотеке, достаточно широк.

На рисунке 9 наглядно показано распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке.

 

 

Рисунок 9 – Распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке, процент от числа опрошенных

 

Итак, каков же он, современный читатель в специальной библиотеке?

Анализируя данные по опросу респондентов, можно составить «портрет» читателя Свердловской областной специальной библиотеки для слепых – в преобладающем большинстве, это женщины пенсионного или пред пенсионного возраста, среднего или средне-специального уровня образования, имеющие инвалидность по зрению. Предпочитают читать «говорящие» книги (СД, флэш-карта). Спектр жанров широк – детективы и боевики, документальная (в т.ч. историческая) литература, «любовные романы» и легкое чтение, приключенческая литература, юмор, фантастика и «фэнтази».

Однако, следует понимать, что при проведении исследования проводилось анкетирование наиболее активных читателей библиотеки, а также использована случайная выборка, при этом охват респондентов выборочный (выборка случайная, бесповторная), поэтому результаты анкетирования следует воспринимать с определенной величины ошибкой репрезентативности.

 

Исходя из ответов на вопросы анкеты, можно заключить, что для многих людей библиотека – учреждение востребованное, и поэтому она должна поддерживать и развивать стремление читателейк чтению. Для этого необходимо:

– систематически и оперативно пополнять фонд новинками современной художественной литературы, а также литературы по запросам читателей, в том числе изданной на специальных форматах; расширять и систематически обновлять фонд;

– сотрудникам необходимо в полном объеме владеть информацией о книжных новинках, о рейтингах книжных продаж и читательской популярности;

– необходимо, чтобы в читательском репертуаре обязательно были произведения писателей, определяющих, по мнению литературного сообщества, современный литературный процесс (лауреаты литературных премий – «Русский Букер», «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Дебют» и др.);

– должна проводиться пропаганда лучших произведений классической и современной литературы (буклеты, рекомендательные списки новых поступлений, видео и аудио-презентации), что будет способствовать повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие;

- активнее привлекать к чтению и участию в социокультурных мероприятиях детей, подростков и молодежь, способствовать развитию у них интереса к чтению;

- активизировать работу по формированию информационной культуры у пользователей библиотеки;

- активно развивать перспективные направления деятельности библиотек с учетом современных адаптивных технологий;

- расширять электронное обслуживание удаленных и маломобильных пользователей, используя возможности собственных web-сайтов, цифровых баз данных, виртуальных мероприятий;

- внедрять в работу различные способы привлечения пользователей в библиотеку, совмещая традиционные формы работы с инновационными, позволяющими использовать весь потенциал технических средств, имеющихся в библиотеке;

- формировать доступную библиотечную среду с учетом потребностей и возможностей различных категорий пользователей.

Свердловская областная специальная библиотека для слепых выражает благодарность сотрудникам и руководителям библиотек, библиотечных пунктов за участие в анкетировании!