C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
A A A
Кернинг
1 2 3
  • 620144, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Фрунзе, дом 78.
  • +7 (343) 212-15-88
  • info@sosbs.ru

10.02.2020

ТЕРРИТОРИЯ ЧТЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ


В 2020 году в Свердловской областной специальной библиотеке для слепых стартовал первый этап исследования «Территория чтения: современный читатель в специальной библиотеке».


Цель — составить «портрет» читателя и изучить читательские предпочтения особой читательской среды - целевой группы читателей специальной библиотеки.


Изучение читательской среды не утратило сегодня своей актуальности, и особенно значимо оно для специальной библиотеки, обслуживающей читателей с проблемами зрения.


Современная специальная библиотека для слепых, локализуя массу источников информации, имеет в ресурсном арсенале и предоставляет своим читателям издания в разных специальных форматах — рельефная графика, аудиокниги на флеш-картах, CD и DVD, издания укрупненного и рельефно-точечного шрифта, многоформатные и тактильные издания.


Для грамотного формирования фондов, как по содержанию, так и по формату, необходимо понимать, каковы предпочтения читателей с проблемами зрения, каков их уровень читательской активности.


В первом этапе анкетирования приняли участие читатели Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Режа, Кушвы, Качканара, Алапаевска, Камышлова, Ирбита, Ачита, Нижней Салды, Кировграда, Богдановича.


Далее, при активном содействии сотрудников библиотек и библиотечных пунктов области, к анкетированию были привлечены читатели Верхней Туры, Ивделя, Асбеста, Арамиля, Ревды, Краснотурьинска, Новой Ляли и других муниципальных образований Свердловской области.


В период анкетирования опросом выборочно охвачено 365 читателей (выборка случайная, бесповторная). В число респондентов вошли как читатели, посещающие библиотеку, так и «удаленные» читатели, обслуживаемые на дому, а также дистанционные читатели библиотечных пунктов Свердловской области.


Распределение респондентов по возрасту, полу, образованию и роду занятий показано ниже, в таблицах и на рисунках № 1, 2, 3, 4.

Таблица 1. Распределение респондентов по полу

Пол

Количество, чел.

Удельный вес, %

Мужской

124

34

Женский

241

66

Итого

365

100

Рисунок 1 – Распределение респондентов по полу, процент от числа опрошенных.JPG

Рисунок 1. Распределение респондентов по полу, процент от числа опрошенных

Таблица 2. Распределение респондентов по возрасту

Возраст, лет

Количество, чел.

Удельный вес, %

До 14

15

4

14 – 30

30

8

30 – 60

205

56

Свыше 60

115

32

Итого

365

100

Рисунок 2 – Распределение респондентов по возрасту, процент от числа опрошенных.JPG

Рисунок 2. Распределение респондентов по возрасту, процент от числа опрошенных

Таблица 3. Распределение респондентов по уровню образования

Уровень образования

Количество, чел.

Удельный вес, %

Высшее

48

13

Неоконченное высшее

30

8

Среднее

138

38

Неполное среднее

16

4

Среднее специальное

105

29

Без образования

28

8

Итого

365

100


Рисунок 3 – Распределение респондентов по уровню образования, процент от числа опрошенных.JPG

Рисунок 3. Распределение респондентов по уровню образования, процент от числа опрошенных

Таблица 4. Распределение респондентов по роду занятий

Род занятий

Количество, чел.

Удельный вес, %

Учащийся, студент

25

7

Пенсионер

218

60

Неработающий

45

12

Работающий

74

20

Дошкольник

3

1

Итого

365

100


Рисунок 4 – Распределение респондентов по роду занятий, процент от числа опрошенных.jpg

Рисунок 4. Распределение респондентов по роду занятий, процент от числа опрошенных

Как показывают данные, из числа респондентов наибольший удельный вес занимают женщины — 66% от числа всех опрошенных лиц. Большинство респондентов — люди от 30 до 60 лет — таких 56%; лиц, которым свыше 60 лет — 32%. Наименьший удельный вес занимают лица младше 14 лет (4%). Анализируя уровень образования, видим, что среди респондентов преобладают лица со средним и средним специальным образованием — соответственно 38% и 29%. 8% респондентов без образования — в их число входят дошкольники, школьники, еще не успевшие получить начальное среднее общее образование, а также студенты, обучающиеся на момент анкетирования в вузах. По роду занятий распределение респондентов показывает преобладание пенсионеров — 60%.
Далее рассмотрим результаты анкетирования по блоку вопросов, отражающих специфику библиотеки – работу преимущественно с людьми, имеющими проблемы со зрением. Такого рода вопросы отражают информацию о предпочитаемых для чтения форматах книг, о наличии или отсутствии у респондента инвалидности, об умении читать книги, напечатанные шрифтом Брайля. Информация о результатах ответа на данные вопросы представлена в таблицах и на рисунках № 5, 6, 7.

Таблица 5. Данные о наличии инвалидности у респондента

Наличие инвалидности

Количество, чел.

Удельный вес, %

Да, по зрению

249

68

Да, по другому заболеванию

70

19

Не имею

46

13

Итого

365

100


Рисунок 5 – Данные о наличии инвалидности у респондента, процент от числа опрошенных.jpg

Рисунок 5. Данные о наличии инвалидности у респондента, процент от числа опрошенных

Таблица 6. Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам к ниг 1

Формат книги

Количество, чел.

Удельный вес, %

«Говорящие» книги (CD, флеш-карта)

246

67

Обычные (плоскопечатные) книги

60

16

Шрифт Брайля

48

13

Книги укрупненного шрифта

84

23

Итого

438


1  – при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому итог (438) не равен количеству респондентов (365) и сума показателей удельного веса не равна 100%.

Рисунок 6а – Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам книг, чел..jpg

Рисунок 6а – Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам книг, чел.

Рисунок 6б – Распределение респондентов по предпочитаемым для чте-ния форматам книг, процент от числа опрошенных.jpg

Рисунок 6б. Распределение респондентов по предпочитаемым для чтения форматам книг, процент от числа опрошенных

Таблица 7. Читаете ли вы книги шрифтом Брайля?

Ответ респондента

Количество, чел.

Удельный вес, %

Да

82

22

Нет

283

78

Итого

365

100


Рисунок 7 - Читаете ли вы книги шрифтом Брайля (в процентах от числа опрошенных).jpg

Рисунок 7. Читаете ли вы книги шрифтом Брайля? (в процентах от числа опрошенных)

В результате анализа полученных данных видим, что библиотека успешно выполняет свою главную функцию, обслуживая читателей с проблемами зрения — таких респондентов 68%. Процент читателей, не имеющих инвалидности — 13%. В большей степени это объясняется тем, что в данную категорию входят члены семей пожилых читателей-инвалидов, а также другие группы пользователей, с которыми работает библиотека — родители детей-инвалидов; специалисты, по роду деятельности, связанные с людьми с ограниченными возможностями здоровья (социальные работники, медики, представители различных общественных организаций и др.).
Учитывая то, что основной контингент читателей — люди с инвалидностью по зрению, этим объясняется максимальный удельный вес форматов книг, предпочитаемых к прочтению: 67% — это «говорящие» книги (CD, флеш-карта). Следует отметить, что с началом 2020 года увеличился процент читателей, для которых формат «говорящих» книг, записанных на флеш-картах, стал наиболее востребован, так как читателям-инвалидам по зрению органами социальной защиты выдавались тифлофлешплееры — специальные устройства для чтения книг, записанных на флеш-картах. Соответственно 13% и 23% составляют предпочитаемые для чтения книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля и крупно шрифтовые книги. Среди опрошенных 21% читателей владеют рельефно-точечным шрифтом Брайля и читают книги, напечатанные этим шрифтом. Таким образом, можно сделать вывод, что библиотечный фонд книг, изданных на специальных форматах, востребован у читателей. Удельный вес плоскопечатных форматов, предпочитаемых для чтения, составляет, поданным ответов респондентов, 16%. Рассматривая читательские предпочтения по жанрам книг, получены следующие данные, представленные в таблицах № 8, 9 и на рисунках 8, 9.

Таблица 8. Распределение респондентов по читательским запросам2

Область знаний

Количество, чел.

Удельный вес, %

Право. Юридические науки

38

10

Естественные науки

45

12

Художественная литература и искусство

258

71

Медицина

86

24

Техника

23

6

Социальные и экономические науки

50

14

История и исторические науки

105

29

Религия. Эзотерика

45

12

Физкультура и спорт

12

3

Кулинария

55

15

Иностранные языки

2

1

Детская литература

6

2

Итого

725

2 – при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому итог (725) не равен количеству респондентов (365) и сума показателей удельного веса не равна 100%.

Как видим, большинство респондентов, исходя из своих читательских запросов, предпочитают чтение художественной, исторической литературы (71% и 29%). Востребованы также и книги, посвященные искусству приготовления пищи – кулинарные книги (15%), а также медицинские издания (24%).

Наглядно данные выводы демонстрируются на рисунке 8.

Рисунок 8 – Распределение респондентов по читательским запросам.jpg

Рисунок 8. Распределение респондентов по читательским запросам (продемонстрированы максимальные значения), процент от числа опрошенных

Таблица 9. Распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке3

Желаемые к прочтению в библиотеке жанры книг

Количество, чел.

Удельный вес, %

Детективы и боевики

195

53

Документальная (в т. ч. историческая литература)

153

42

Любовные романы, «легкое» чтение

152

42

Приключения

114

31

Поэзия, драматургия

65

18

Ужасы, триллеры, мистика

39

11

Фантастика и фэнтези

88

24

Фольклор и народное творчество

42

12

Юмор

89

24

Прочее

90

25

Новинки любого жанра

4

1

Детская литература

4

1

Итого

1035

3– при ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому итог (1035) не равен количеству респондентов (365) и сума показателей удельного веса не равна 100%.

Таким образом, предпочтения читателей к желанию видеть в библиотеке книги определенных жанров сводятся к следующему: максимальный удельный вес занимают детективы и боевики, документальная (в т. ч. историческая) литература, любовные романы и «легкое» чтение, приключенческая литература, юмор, фантастика и «фэнтези». Немало читателей предпочитают видеть в библиотеке литературу поэтического жанра и драматургию. Таким образом, спектр жанров, желаемых к пополнению фондов в библиотеке, достаточно широк.

На рисунке 9 наглядно показано распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке.

Рисунок 9 – Распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке, процент от числа опрошенных.jpg

Рисунок 9. Распределение респондентов по жанрам книг, которые читатели хотели бы видеть в библиотеке, процент от числа опрошенных

Итак, каков же он, современный читатель в специальной библиотеке?

Анализируя данные по опросу респондентов, можно составить «портрет» читателя Свердловской областной специальной библиотеки для слепых — в преобладающем большинстве, это женщины пенсионного или предпенсионного возраста, среднего или средне-специального уровня образования, имеющие инвалидность по зрению. Предпочитают читать «говорящие» книги (СD, флеш-карта). Спектр жанров широк — детективы и боевики, документальная (в т. ч. историческая) литература, любовные романы и «легкое» чтение, приключенческая литература, юмор, фантастика и «фэнтези».

Однако, следует понимать, что при проведении исследования проводилось анкетирование наиболее активных читателей библиотеки, а также использована случайная выборка, при этом охват респондентов выборочный (выборка случайная, бесповторная), поэтому результаты анкетирования следует воспринимать с определенной величины ошибкой репрезентативности.

Исходя из ответов на вопросы анкеты, можно заключить, что для многих людей библиотека — учреждение востребованное, и поэтому она должна поддерживать и развивать стремление читателей к чтению. Для этого необходимо:

– систематически и оперативно пополнять фонд новинками современной художественной литературы, а также литературы по запросам читателей, в том числе изданной на специальных форматах; расширять и систематически обновлять фонд;

– сотрудникам необходимо в полном объеме владеть информацией о книжных новинках, о рейтингах книжных продаж и читательской популярности;

– необходимо, чтобы в читательском репертуаре обязательно были произведения писателей, определяющих, по мнению литературного сообщества, современный литературный процесс (лауреаты литературных премий – «Русский Букер», «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Дебют» и др.);

– должна проводиться пропаганда лучших произведений классической и современной литературы (буклеты, рекомендательные списки новых поступлений, видео и аудио-презентации), что будет способствовать повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие;

- активнее привлекать к чтению и участию в социокультурных мероприятиях детей, подростков и молодежь, способствовать развитию у них интереса к чтению;

- активизировать работу по формированию информационной культуры у пользователей библиотеки;

- активно развивать перспективные направления деятельности библиотек с учетом современных адаптивных технологий;

- расширять электронное обслуживание удаленных и маломоб?