Арсентьева Виктория Валерьевна,
заместитель директора по научно-методической работе
Свердловской областной специальной библиотеки для слепых
Реализуя принцип интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов по зрению в Свердловской области, Свердловская областная специальная библиотека для слепых особое внимание уделяет профессионализации библиотечных кадров муниципальных библиотек Свердловской области.
Повышение квалификации кадров муниципальных библиотек Свердловской области – важная составляющая научно-методической деятельности специальной библиотеки. Через проведение образовательных семинаров, учебных курсов, профессиональных конкурсов решается задача усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения с незрячим пользователем в связи с ростом требований к профессии.
В последние два года в связи с появлением дополнительных требований по организации «доступной среды» для инвалидов (как физической, так и информационной) в публичных библиотеках, резко возросло количество библиотечных пунктов Свердловской областной специальной библиотеки для слепых.
Назрела необходимость в разработке новой системы обучения специалистов муниципальных библиотек Свердловской области. Обучение происходит по двум направлениям:
профессиональное совершенствование (повышение квалификации): расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями тифлобиблиотековедения;
профессиональная переподготовка (переквалификация): получение знаний, умений, навыков и овладение способами поведения для освоения новой профессии.
С целью построения новой парадигмы обучения и определения круга вопросов, на которые необходимо акцентировать внимание при разработке программ повышения квалификации библиотечных специалистов, Свердловской областной специальной библиотекой для слепых было проведено исследование «Тифлобиблиотекарь: каким он должен быть?»
Исследование ставило перед собой задачи выявления уровня теоретических знаний, необходимых библиотекарю при обслуживании людей с проблемами зрения; умений при организации библиотечного обслуживания данной категории пользователей и навыков, которые позволяют данные умения применять на практике; способов общения (поведения) при построении коммуникаций с незрячим читателем. Таким образом, и вопросы, предлагаемые респондентам, функционально сгруппированы отдельными блоками: самооценка профессии, знание основ тифлологии и тифлобиблиотековедения; навыки общения и умения построения коммуникаций; использование в работе тифлотехнических средств реабилитации инвалидов по зрению.
53 библиотечных пунктов Свердловской областной специальной библиотеки для слепых при муниципальных библиотеках Свердловской области приняли участие в исследовании, что позволило сформировать общий «портрет» тифлобиблиотекаря и оценить степень его компетентности.
Белые, розовые, золотые…
Следует отметить, что уровень самооценки и собственной профессиональной квалификации среди респондентов оказался на достаточно высоком уровне. Участникам исследования предлагалось оценить себя с помощью выбора цвета «воротничка» -общепринятой классификации принадлежности к той или иной профессии.
45% библиотечных специалистов отнесли себя к «белым воротничкам», т.е. к людям, которые занимаются умственным трудом и могут надевать на работу светлые вещи, не боясь запачкаться: «Прежде всего, мы люди умственного труда».
Учитывая специфику работы с инвалидами по зрению, 18% библиотекарей считают себя сотрудниками социальной инфраструктуры («серые воротнички»), а 9% считают свою профессиональную деятельность принадлежащей больше все же к сфере обслуживания («коричневые воротнички»).
Хотя под определение «золотые воротнички» попадают в первую очередь ученые, успешные бизнесмены, сюда же входят и уникальные специалисты, к которым отнесло себя 27% библиотечных работников, работающих с инвалидами. «Библиотекари выполняют функции и офисных работников, и социальных инфраструктур; порой мы выступаем в роли нянек; физический труд нам тоже не чужд. Выполняя различные виды деятельности, мы обогатили свой интеллект разнообразными знаниями и стали уникальными специалистами».
Лишь один респондент отнес себя к «розовым воротничкам», именующим женский персонал, не имеющий высокой квалификации (секретарей, телефонисток и пр.) и абсолютно никто не захотел примерить «синий воротничок», который предназначен для рабочих, занимающихся физическим трудом.
Три респондента, не выбрав для себя ни одного из перечисленных цветов, примерили «зеленые воротнички» - «цвет надежды, безопасности, открытого пути».
Относя себя в большей степени (72%) к универсальным специалистам и людям умственного труда, библиотечные работники отдают себе отчет в том, насколько разнопланова профессия тифлобиблиотекаря, предполагающая знание не только основ библиотековедения, но и множества дополнительных сопутствующих дисциплин. Насколько собственная самооценка соответствует реальным знаниям и навыкам показал анализ ответов на следующие вопросы исследования.
Тифломифы и реальность
Для организации качественного библиотечного обслуживания инвалидов по зрению необходимо знание физических возможностей людей с нарушениями зрения. Для оказания услуги библиотекарь должен понимать, насколько необходима помощь слепому человеку, и в какой мере ее нужно оказывать.
Так, среди зрячих людей бытует мнение, согласно которому ухо слепого человека имеет анатомические отличия от уха зрячего человека. 91% библиотечных специалистов с уверенностью опровергли данное утверждение, отметив, что ухо у слепого человека ничем не отличается от остальных людей. И лишь один респондент согласился с данным утверждением: «Ухо у слепого человека имеет анатомические отличия от уха зрячего человека».
С той же уверенностью анкетируемые отметили, что в связи с потерей зрения повышается тактильная чувствительность у инвалидов по зрению – 82%. 73% считают, что абсолютная слепота, то есть отсутствие какого бы-то ни было светового ощущения, встречается относительно редко, приблизительно у одной трети слепых людей, в то время как остальные две трети обладают в большей или меньшей степени способностью зрения. Неожиданностью оказался тот факт, что 44% библиотекарей согласились с утверждением, что оставшееся зрение при ориентации в пространстве участия не принимает, инвалиды по зрению им не пользуются.
Таким образом, в целом можно утверждать, что люди с проблемами зрения в библиотеках вовремя и по мере необходимости смогут получить ситуационную помощь от специалиста, который занимается с данной категорией пользователей.
В связи с этим вызывает недоумение, когда библиотечные специалисты пытаются вычленить у слепых и слабовидящих людей особые, присущие только им черты характера.
Чаще всего в ответах встречаются следующие качества, присущие, по мнению библиотекарей, именно инвалидам по зрению: острожный (23 ответа), изобретательный (15 ответов), спокойный, (14 ответов), вежливый (14 ответов), сильный (12 ответов), умный (10 ответов). Чаще всего для оценки выбираются именно положительные качества характера людей, лишь единицы отметили, что слепые люди обычно замкнутые, обиженные, хитрые, злые, изворотливые.
Лишь 27% респондентов отметили, что «особой» породы людей не существует и незрячим пользователям присущи те же черты характера, что и остальным людям в зависимости от среды воспитания и окружения, когда происходит формирование личности. «Главные качества слепых и слабовидящих людей определить невозможно, слепые люди, как и зрячие могут обладать всеми этими качествами». «Инвалиды по зрению – обычные люди, у каждого свои индивидуальные особенности, как и у зрячих людей».
Ваши действия?
При моделировании конкретных ситуаций, возникающих при библиотечном обслуживании незрячих пользователей в общем потоке, большинство библиотекарей вежливо прервут затянувшийся телефонный разговор со слепым читателем, если своей очереди ждут другие пользователи - 67%. Но при стационарном обслуживании, когда слепой читатель требует к себе особого отношения, предпочтение отдают инвалиду по зрению – 91%. «Попрошу здоровых читателей пока выбирать книги, а сама буду обслуживать слепого человека, так как здоровый читатель может видеть и сам выберет себе интересующую книгу». «Для слепого читателя особое обслуживание». «Выбор в пользу слепого читателя, пойду навстречу – люди поймут». Но встречаются и полярные точки зрения: «Предложу присесть и подождать; почему к слепому должно быть особое отношение? Как этот человек может быть уверен в том, что другие читатели здоровы? Может среди них есть сердечники, астматики…» Думается, что все же в данном случае необходимо поступать в зависимости от сложившейся ситуации и индивидуальных особенностей конкретного человека.
Слепой читатель требует найти, где расположен небольшой остров в Японском море (с конкретными координатами), о котором он услышал по радио. Совершенно ясно, что данная информация не несет для него никакой смысловой нагрузки. Тем не менее, абсолютное большинство библиотечных специалистов – 94% - ответили, что заявка будет выполнена, так как это запрос читателя, что говорит о высоком профессионализме при оказании библиотечной услуги. Хотя встречаются ответы, вызывающие неоднозначную оценку: «Пойду на некоторую хитрость: почитаю ему об этом острове – может, передумает». «Буду юморить с читателем». «Буду свободна – помогу».
Большую роль при обслуживании незрячего пользователя играет выбор лексических средств общения. Очень часто при разговоре с незрячим читателем употребляются слова «смотрите», «почитайте». Насколько это этично? Является ли употребление данных слов ошибкой библиотекаря? По мнению тифлологов слова «смотреть», «читать» допустимы к употреблению при построении коммуникаций с инвалидами по зрению, и 58% библиотечных специалистов не считают ошибкой использование данных слов. 13% респондентов считают, что это не ошибка, а оговорка и предлагают на этом не акцентировать внимание читателя: «Это не ошибка, а оговорка. Сделаю акцент на том, что буду говорить после этих слов; ведь лучше запоминается последнее». 29% опрошенных категорически настаивают на ошибочности действий библиотекаря и предлагают извиниться перед незрячим пользователем. «Да, это ошибка; извинюсь и впредь постараюсь не употреблять этих слов в разговоре со слепыми читателями». «Слово «смотрите» для слепого человека имеет особое значение, нужно быть острожным при его употреблении».
При обслуживании слепого читателя от библиотекаря требуется гибкость, умение правильно отреагировать на сложившиеся обстоятельства, не заостряя при этом внимания на «особости» инвалида среди других пользователей библиотеки. В целом, можно утверждать, что специалисты муниципальных библиотек Свердловской области, в большинстве своем, обладают данными качествами, навыками и умениями.
Солнце – оно как… цыпленок
Тема выбора слов при построении коммуникаций с инвалидами по зрению продолжена в следующем блоке анкеты исследования. Люди, лишенные зрения (особенно с рождения) свой внутренний мир строят особым образом. Как подобрать правильные слова для того, чтобы описать незрячему человеку внешний вид и сущность того или иного предмета и явления. В тифлопсихологии широко известна так называемая «Басня о слепце». «Слепец спрашивает у поводыря: «Где ты был?» - «Молоко ходил пить» - «Каково оно?» - «Белое» - «Что такое белое?» - «Такое как гусь» - «А какой гусь?» - «Такой как мой локоть». Слепец пощупал локоть и сказал: «Теперь я знаю, какое молоко».
Басня о слепце» предваряла следующее задание, так как в ней ярко продемонстрированы ошибки при выборе слов для описания молока. Участникам исследования предлагалось подобрать слова и образы для описания солнца. «Солнце – оно как….»
Анализ ответов показал, что для описания солнца наиболее часто употребляются такие слова, как «мяч», «шар», «печь», «огонь». Таким образом, была проделана попытка передать форму солнца и его качественную характеристику. «Солнце – оно круглое как мяч, только очень горячее». «Солнце – оно как раскаленный шар, горячее, как огонь». «Солнце – оно как шар гигантский и раскаленный, а так как солнце очень далеко от нас, то кажется размером с баскетбольный мяч».
Многие респонденты пытаются рассказать о солнце на уровне эмоционального восприятия, сравнивая его с человеком и предлагая в качестве характеристики описание человеческих качеств. «Солнце – оно как любовь: греет, помогает». «Солнце – оно как близкий, добрый и заботливый, надежный человек». «Солнце – оно как душа доброго человека».
Солнце также сравнивают с «рукой друга», «поцелуем любимого человека», «нежностью матери»… «Солнце – оно как теплые и нежные ладони матери, только согревающие всё вокруг». «Солнце – оно как поцелуй любимого человека, если смотреть на него без очков». «Солнце – оно как рука друга, горячее».
Часто в описании солнца употребляется образ цыпленка, щенка, утенка или котенка: «Солнце – оно желтое как цыпленок». «Солнце – оно как цыпленок: теплое, яркое, ласковое». «Солнце – оно как мягкий котенок».
Некоторые респонденты берутся даже объяснить незрячему читателю гелиоцентрическую модель строения вселенной. А в одной из анкет дается рекомендация инвалидам по зрению самостоятельно развивать свое мышление: «Не всё можно объяснить на ощупь, «локтем», слепой человек должен сам развивать абстрактное мышление, обдумывать».
Таким образом, можно сделать вывод, что очень часто предлагаемые характеристики солнца достаточно далеки от действительности и вряд ли незрячий с детства человек при помощи данных описаний сможет сформировать в своем сознании реальный образ.
Тифлотехника – электронный пандус
Как и ожидалось, большие затруднения среди специалистов муниципальных библиотек вызвал вопрос по поводу тифлотехнических средств реабилитации, а именно необходимого оборудования при создании автоматизированного рабочего места для инвалида по зрению.
Согласно стандарту, типовое компьютерное специальное место для инвалида по зрению включает в себя: стандартное оборудование, компьютерные тифлотехнические средства универсального назначения, дополнительные периферийные устройства. Участникам исследования предлагалось из предложенного списка тифлотехнических средств реабилитации распределить оборудование по назначению.
Среди ответивших лишь 20% респондентов справилось с заданием без ошибок; 31% при ответе на вопрос допускало значительное количество ошибок. Среди ошибок, которые встречаются наиболее часто, можно выделить следующие: брайлевский принтер относят к средствам универсального назначения (29%), аудиодисплей и тактильный дисплей относят к дополнительным периферийным устройствам (23%), а сканирующую и читающую машину считают средством универсального назначения (23%).
Половина (49%) библиотечных специалистов справиться с заданием не смогла, оставив данный вопрос без ответа. «О тифлотехнике мне судить трудно». «В нашей библиотеке нет специально оборудованного рабочего места для людей с проблемами зрения». «Специальное рабочее место слепого человека – это когда ему комфортно и удобно».
Между тем, учитывая всё возрастающую роль тифлотехнических средств реабилитации среди инвалидов по зрению и современные требования по созданию доступности информации к библиотекам, занимающимся обслуживанием незрячих пользователей, немаловажной составляющей профессиональной компетенции современного тифлобиблиотекаря является умение пользоваться оборудованием для чтения «говорящих» книг, знание программного обеспечения для работы на ПК и других средств.
Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены проблемные зоны при организации обслуживания инвалидов по зрению в библиотечных пунктах Свердловской области, что, несомненно, будет принято во внимание при разработке новой модели повышения квалификации среди специалистов муниципальных библиотек.