1 ноября 2019
Количество просмотров: 454
29 октября 2019 г. в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (г. Екатеринбург, ул. Чапаева 10) обсуждали концепцию организации инклюзивной среды в учреждениях культуры. Речь шла о музеях, театрах и кинотеатрах, получение услуг которых является неотъемлемым правом каждого человека, даже если для этого ему нужны специальные приспособления или дополнительная помощь.
В международной конференции «Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры — музеи, театры, кинотеатры» приняли участие руководители и сотрудники государственных и муниципальных учреждений культуры, представители общественных организаций инвалидов и НКО.
Эксперты из Германии Аня Кретцер и Кирстен Хейерхофф (г. Берлин) представили совместный с российскими специалистами проект «INKultur», направленный на создание по-настоящему инклюзивного пространства в музеях, театрах и кинотеатрах.
Доступность учреждений культуры проверили эксперты с инвалидностью и вынесли ряд замечаний, которые были учтены при создании концепции организации инклюзивной среды.
Теоретическую часть концепции создания инклюзивной среды в учреждениях культуры представила Юлия Галагузова, эксперт по инклюзии и вопросам безбарьерного пространства, доктор педагогических наук, профессор Уральского педагогического университета (г. Екатеринбург). Она отметила, что часто понятие «инклюзия» подменяется физической доступностью (пандусы, подъёмники, шрифт Брайля, тактильные обозначения и др.), но настоящего включения людей с инвалидностью в культурную жизнь общества не происходит. «Доступность – это про среду, инклюзия – это про людей», – подвела итог Юлия Галагузова.
Авторы Концепции учли этот нюанс, обозначив необходимость включения людей с инвалидностью не только в пространство учреждения культуры, но и в процесс создания продукта культурной деятельности.
Влад Колесников, сурдопедагог-дефектолог, руководитель программ доступности Государственного исторического музея, эксперт по инклюзии и вопросам безбарьерного пространства (г. Москва), рассказал об особенностях создания инклюзивной среды в музеях и кинотеатрах. Будучи сам слабослышащим, он много внимания уделил потребностям людей с нарушением слуха в адекватном сурдопереводе на мероприятиях. Также он отметил, что не все глухие владеют письменной речью и умеют читать, поэтому субтитрирование визуальной информации не всегда выход.
О создании инклюзивной среды в театрах рассказал Андрей Афонин, основатель, художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II», член правления Ассоциации деятелей инклюзивного искусства России, специалист по социокультурной реабилитации, театральный педагог (г. Москва). Он представил зарубежный опыт создания театральных постановок, доступных для людей с ментальными нарушениями, и рассказал о том, как обстоят дела с инклюзивными спектаклями в России.
Презентацию разработанного в рамках проекта «INKultur» инструмента оценки качества инклюзивной среды в учреждениях культуры провела Карина Чупина, старший тренер-консультант Совета Европы по вопросам инвалидности и организационному развитию, независимый эксперт по инклюзии (г. Берлин).
Также на конференции был представлен разработанный сайт проекта «INKultur», где размещены новости, практическая информация и гид по инклюзивным событиям в разных городах.
Международная конференция проходила при поддержке МИД ФРГ и Министерства культуры Свердловской области. Деятельное участие в организации конференции приняли Автономная некоммерческая организация «Благое дело» и Свердловская областная специальная библиотека для слепых.