C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
A A A
Кернинг
1 2 3

Вопросы социокультурной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью в учреждениях культуры

«Задача Десятилетия – это счастье детей России, а значит – счастливая страна в целом» (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова). 

Описание программы

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства (Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 г.)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства. План включает 131 позицию, структурированную по 15 разделам, в том числе: «Обеспечение безопасности детей», «Культурное развитие детей», «Доступный детский туризм», «Безопасное информационное пространство для детей», «Ребёнок и его право на семью», «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество» и др.

Старт программы «Десятилетие детства» в 2018 г. открывает возможности перспективного видения проблем детей и позволяет комплексно ставить и решать тактические и стратегические задачи в этой сфере.

Для учреждений культуры Десятилетие детства – возможность совершенствования деятельности по социокультурной реабилитации детей с инвалидностью, развития инклюзивных сервисов в учреждениях культуры, приобретения новых приемов и навыков работы с «особыми» детьми и «особыми» родителями, демонстрации и тиражирования лучших современных информационных технологий и практик в работе с детьми.

Цели и задачи:

- создание в учреждениях культуры благоприятных условий для обеспечения равных возможностей и развития творческого потенциала и культурного уровня детей с инвалидностью; формирование современного и привлекательного для детей и родителей информационного адаптивного пространства;

- повышение профессиональных компетенций специалистов сферы культуры по вопросам оказания услуг детям с инвалидностью; освоение приемов и навыков работы с детьми-инвалидами;

- развитие в учреждениях культуры инклюзивных сервисов и проектов; социально ориентированных практик; расширение репертуара (перечня) услуг и ресурсов для детей-инвалидов и их родителей; развитие межведомственного взаимодействия.

- изучение и внедрение в практику работы учреждений культуры лучшего мирового и отечественного опыта по работе с «особыми» пользователями. Освоение новых информационных ассистивных технологий в работе с инвалидами.

- актуализация работы по повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения детей, развитие их культурной и читательской компетенции; развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения; деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.

Формы проведения

Элективная информационно-образовательная программа включает четыре занятия (один раз в квартал). Занятия будут проходить в форме семинаров-тренингов, включающих лекции, консультации и рекомендации специалистов, практические занятия по освоению приемов и навыков работы с «особыми» детьми и их родителями, знакомство с лучшими практиками и сервисами учреждений культуры по реализации социокультурных программ и проектов для детей.

Расписание и содержание занятий

 

Дата

Вопросы для обсуждения

1-е занятие

 

15  марта

Программа «Десятилетие детства». Права и проблемы детей-инвалидов в Российской Федерации (законодательная поддержка):  ФЗ-124 от 24.07.1998 (ред. От 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;  Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка;

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области.

Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество.

Социокультурная реабилитация и абилитация детей-инвалидов: основные понятия, термины и определения.

Социокультурные проекты для детей по продвижению и развитию культурных, нравственных, семейных ценностей и безопасности жизнедеятельности.

Повышение статуса чтения среди детей. Продвижение чтения, формирование информационной культуры и читательских компетенций  «особых» пользователей.

Чтение в формате ТИФЛО: книги специальных форматов и специальные тифлосредства для чтения книг. Невизуальное восприятие информации.

2-е занятие

 

22 мая

 

Повышение доступности услуг для детей-инвалидов с использованием современных реабилитационных и абилитационных технологий и методик.

Технические средства реабилитации для социокультурной реабилитации детей-инвалидов.

«Особые дети» в учреждениях культуры: адаптивные программы и проекты, корректирующие методики.

Культурно-досуговая деятельность и творчество детей с инвалидностью: игровые и музыкальные технологии, сказкотерапия, канистерапия, сенсорные устройства, симуляционные практики.

Тифлокомментирование в работе с детьми. Социальный туризм.

Инклюзия в учреждениях культуры.

3-е занятие

 

 

 

20 сентября

 

Обеспечение безопасности детей с инвалидностью при организации их досуга в местах проведения массовых мероприятий, в том числе за пределами учреждений культуры.

Просветительская деятельность учреждений культуры по повышению уровня подготовленности детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций; оснащение учреждений культуры устройствами, позволяющими обеспечить выполнение требований  антитеррористической защищенности объектов.

Обеспечение повышения безопасности детского активного отдыха (туризма).

Безопасное информационное пространство для детей. Безопасный Интернет: повышение уровня информированности детей, их родителей (законных представителей) о рисках и угрозах, существующих в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".

Повышение уровня медиаграмотности и правовой  грамотности детей с инвалидностью.

4-е занятие

 

20 ноября

Проект АНО «Белая трость» и Библиотеки для слепых «Мультимобильность – качество жизни»: деятельность учреждений культуры по содействию профориентации и трудоустройству людей с инвалидностью.

Информационное сопровождение развития профессиональной инклюзии молодых людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья на рынке труда.

Информационная-библиографическая поддержка национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Межведомственное и межсетевое взаимодействие.

Общественный сектор в поддержку детства и юности. Российский детский фонд. Волонтерское движение для инвалидов: направления деятельности волонтеров, проекты, акции.